В нынешнем году к Курскому аккумуляторному заводу приковано особое внимание в информационном пространстве. Недавно один из ведущих российских производителей аккумуляторных батарей сменил собственников. Какие изменения произойдут здесь в ближайшее время, как это отразится на ассортименте продукции, выпускаемой на заводе, людях, работающих на производстве. Об этом рассказывает председатель совета директоров ГК «КАЗ» Андрей Каменок.
— Курский аккумуляторный завод является лидером по номенклатуре выпускаемой продукции. Какое направление является сегодня наиболее приоритетным?
— Наше предприятие остается единственным в России производителем, выпускающим одновременно стартерные, стационарные свинцово-кислотные и щелочные аккумуляторы и батареи. Причем все три направления имеют полный цикл производства. По объему выпуска стартерной группы (автомобильные аккумуляторные батареи) мы является вторым по величине среди отечественных предприятий. Поэтому пока основным направлением для нас является «стартерное». Наша цель — в ближайшее время увеличить производство до 2 млн физических АКБ в год. При этом мы сейчас активно инвестируем в производство промышленных батарей, так как увеличивается объем заказов, а в нашем ассортименте есть востребованные редкие позиции.
— Сейчас многие эксперты констатируют снижение спроса на рынке автомобильных аккумуляторов, вы же планирует наращивать объемы производства. Как согласуются ваши планы с падением спроса?
— Российский рынок АКБ подразделяется на первичный и вторичный. Первичный — это поставки на автосборочные предприятия и госзаказы. Вторичный — поставки продукции непосредственно конечному потребителю — на полки магазинов, в транспортные службы и тому подобное. Спрос на АКБ упал только в сегменте первичного рынка. На вторичном рынке как такового падения спроса мы не наблюдаем. Вторичный рынок России оценивается примерно в 11 миллионов АКБ в год.
Доля российских производителей АКБ на вторичном рынке составляла в среднем 60 процентов. В этом году, после ухода с российского рынка иностранных брендов, перед отечественными производителями открылись перспективы для наращивания объемов.
В наших планах заменить ушедшие бренды собственными. Мы постоянно наращиваем долю производства аккумуляторных батарей высоких классов, к которым относим АКБ классов «премиум» и «стандарт» — с улучшенными техническими характеристиками и увеличенным сроком службы.
Наши бренды, по мнению независимых маркетинговых агентств, на протяжении нескольких лет занимают верхние строчки рейтингов популярных АКБ. Так, по оценкам международного маркетингового агентства GFK, в декабре 2021 года аккумуляторная батарея «Форс» ёмкостью 60Ач заняла третью строчку рейтинга «25 — самых популярных АКБ» (первые две строчки заняла торговая марка FireBall, тоже наш бренд, но находящийся в сегменте «эконом»).
Наше предприятие сегодня способно заменить товары ушедших с российского рынка иностранных производителей — и по количеству, и по качеству. В данный момент мы выпускаем 6, 12, 24-вольтовые аккумуляторы основных европейских размеров, в трех ценовых сегментах, а также EFB-аккумуляторы. В настоящее время проходят испытания аккумуляторы азиатского типоразмера, после начала их производства мы сможем закрыть 80 процентов потребности рынка в данной продукции.
К сожалению, существует проблема производства аккумуляторов узкого сегмента, таких как гелевые, AGM, так как их серийное производство на территории России не налажено. Мы можем предложить потребителям AGM аккумуляторы, но только по спецзаказам, так как их себестоимость для вторичного рынка пока еще высока.
— Какие перспективы поставок продукции Курского аккумуляторного завода на автосборочные предприятия?
— Для первичного рынка мы производим преимущественно аккумуляторы тяжелой группы (емкостью от 140 Ач и выше), снижения спроса в этом сегменте нет. Свою продукцию мы поставляем на заводы КамАЗ и «Урал». Также в 2023 году будет увеличена мощность цеха по производству АКБ для гособоронзаказа — это батареи для тяжелых режимов эксплуатации на специализированной технике. На следующий год в наших планах начать поставки АКБ легкой группы на конвейеры ГАЗа, УАЗа и АвтоВАЗа.
— Продукция вашего предприятия востребована также во многих отраслях российской промышленности. Насколько сегодня широк ассортимент промышленных аккумуляторов и какие новинки разрабатываются в рамках модернизации производства?
— Курские аккумуляторы и аккумуляторные батареи используются на объектах энергетики, связи, телекоммуникаций, химических и металлургических предприятий. К примеру, свинцовые стационарные аккумуляторы серии БП, являющиеся полным аналогом аккумуляторов GroE, поставляются на крупнейшие ТЭЦ России. Раньше мы делили этот рынок с итальянскими и германскими производителями, сейчас же на наше предприятие поступают заявки на дополнительные объемы производства данной продукции.
Востребованы сегодня также щелочные аккумуляторные батареи. Летом 2022 года предприятие прошло все необходимые проверки и аккредитации, и сейчас у нас заключены контракты с РЖД на поставку нашей продукции. Реализация договора с Российскими железными дорогами потребует увеличения мощности производства щелочных АКБ до 3 млн Ач в месяц, и такая возможность у нас сегодня существует.
— Расширение производства — это ведь еще и увеличение рабочих мест для жителей города, что очень важно в наше непростое время…
— Наш завод включен в перечень системообразующих предприятий Курской области. Это большая ответственность — и перед городом, и перед нашими сотрудниками. Сейчас на предприятии трудится около тысячи курян. Мы постоянно находимся в рабочем контакте с руководством региона, профильными комитетами правительства Курской области, все возникающие вопросы решаем сообща и оперативно.
При смене собственника новая команда управляющих первым делом провела административный, финансовый и технический аудиты. Была погашена задолженность перед работниками, которая на тот момент превышала 30 миллионов рублей. Кроме того была проведена индексация заработной платы рабочих на 30 процентов, последний раз зарплата заводчан повышалась шесть лет назад, на 2023 год планируется ее увеличение еще на 15-20 процентов. Особое внимание было уделено улучшению качества рабочих мест. В первом полугодии 2022 года на предприятии был проведен капитальный ремонт основных производственных зданий. По максимуму сохранены рабочие места.
— Курская область географически граничит с территорией Украины, где сегодня проводится специальная военная операция, как это отражается на работе предприятия, на настроениях ваших земляков?
— Руководство предприятия занимает активную гражданскую позицию по содействию подразделениям силовых структур, выполняющим боевые задачи по защите интересов Российской Федерации. Заводчане участвуют в поддержке общественно значимых проектов для города и региона.
Кроме того, есть и личные инициативы руководства завода, рядовых работников по поддержке наших защитников. Не думаю, что стоит об этом рассказывать подробно, важно, что мы делаем общее дело, которое в конечном итоге приведет нас к миру.
Источник: www.osnmedia.ru