№1 в России
по ассортименту продукции
Произведено
89 млн АКБ
Сертификат
ISO 9001:2015

Завод в годы Великой Отечественной войны. Страницы истории КАЗ

Курский аккумуляторный завод > Завод в годы Великой Отечественной войны. Страницы истории КАЗ

Решение о строительстве в Курске аккумуляторного гиганта было принято еще 2 декабря 1935 года. Курский аккумуляторный завод должен был закрыть потребности автомобильного, железнодорожного, горнодобывающего секторов, военно-морского и гражданского флотов, а так же сельского хозяйства.

Завод №378 (первое название Курского аккумуляторного завода) собирались построить за несколько лет. Речь шла не только о цехах и административных зданиях. Предприятие нуждалось в электроэнергии, воде, подъездных путях: необходимо было построить заводскую теплоэлектростанцию, пробурить скважины, построить дороги. Работы начались летом 1937 года. Тогда же была проложена железнодорожная ветка до станции Рышково. В это же время шла закладка фундамента под корпус «А» — будущего места производства свинцовых аккумуляторов.

К 1939 году был утвержден технический проект и смета на строительство завода. КАЗ собирались возводить в две очереди: первая – цеха для выпуска аккумуляторов (65% общей сметной стоимости), вторая – цеха для производства остальной продукции. К тому времени на территории завода построили корпус «А», цеха свинцовых мельниц, нестандартного оборудования, ремонтно-механический цех, отделение свинцового литья, сборочную станцию аккумуляторов, автомобильный гараж и др. Весной того же года на объект поступили первые станки для механического цеха, а уже летом начала работу временная электростанция (ВЭС) мощностью в 380 киловатт.

Стройка КАЗа была масштабным проектом, который включал не только возведение зданий предприятия и вспомогательных объектов, но и строительство жилья для рабочих. К 1939 году рядом со стройкой завода начал формироваться будущий посёлок, который назвали посёлком завода «Аккумулятор».

Реализации планов помешала война. 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на СССР. В стране была объявлена массовая мобилизация, экономика СССР встала на военные рельсы.

Летом 1941 года началась эвакуация промышленных предприятий в тыл, в их числе был курский аккумуляторный завод. Летом-осенью в города Урала были вывезены мощные дизельные двигатели, шуховский котел, часть станков КАЗ, сеть коммуникаций. Неподлежащие эвакуации агрегаты консервировались, либо уничтожались.

В ночь со 2 на 3 ноября 1941 года, после ожесточенных боев на подступах к Курску и на его улицах, части 2-й гвардейской стрелковой дивизии и полки народного ополчения оставили областной центр. Начался период немецко-фашистской оккупации Курска, продолжавшийся 15 месяцев.

Во время оккупации города фашисты ввели свои порядки, открыли военную комендатуру, использовали ресурсы курских предприятий. Практически сразу противник занял территорию аккумуляторного завода. Немецкие офицеры жили в заводском доме военизированной охраны, рядовые Вермахта размещались в цехах. Цех нестандартного оборудования оккупанты приспособили для ремонта танков, использовали рабский труд местных жителей.

В 1943 году произошло одно из самых важных и решающих событий Великой Отечественной войны и поворотный момент во Второй мировой — битва на Курской дуге. Поражение немецко-фашистских войск под Курском было настолько сокрушительным, что впоследствии противник уже не мог атаковать и отступал на всех фронтах.

После отступления, враг взорвал помещения завода. Немцы не только уничтожили цеха аккумуляторного завода, но и временную электростанцию, сожгли жилые дома заводчан, здание детсада и другие объекты. По воспоминаниям рабочих, вернувшихся с фронта, завод, который до войны вот-вот могли запустить, был в руинах. От предприятия остались одни печные трубы и закопченные, полуобвалившиеся стены.

Победа советских войск в Курской битве и последующее окончательное освобождение Курской области позволили направить силы на восстановление аккумуляторного завода и предприятий региона.

14 октября 1944 года вышло Постановление Государственного комитета обороны об окончании строительства первой очереди аккумуляторного завода №111 в. Гор. Курске:

«В целях обеспечения потребностей Черноморского Военно-Морского Флота в аккумуляторах для подводных лодок, а также южных районов Союза в автомобильных, электровозных и станционных аккумуляторах, Государственный Комитет Обороны постановляет:
1. Обязать Наркомэлектропром (тов. Кабанов):
а) закончить в 1945 г. строительство первой очереди завода №111 НКЭП в гор. Курске и довести мощность указанного завода до уровня, обеспечивающего выпуск в 1946 г. аккумуляторных батарей:
— для подводных лодок в количестве — 36 штук;
— для автомобилей и танков — 100 тыс. штук;
— для шахтных электровозов — 1000 штук;
— для электростанций — 1000 т свинца»

Так начался второй этап истории Курского аккумуляторного завода.

В первые послевоенные годы в счет репараций на завод стало поступать немецкое оборудование: фрезерные, строгальные станки, мельницы для приготовления свинцового порошка, электромоторы, генераторы, различные механизмы для производства свинцовых аккумуляторов.  На предприятие поступило оборудование для производства аккумуляторов с австрийских заводов «Варта» и «Афа», а также техника с немецкого лесопильного завода, расположенного в Боотенине.

Сборка аккумуляторных батарей, 50-е гг.

После Победы над Германией, на стройку завода пришли фронтовики. Вплоть до середины 1970-х годов около 400 ветеранов Великой Отечественной войны трудились на Курском аккумуляторном заводе.

Вечная память героям!

Оставить отзыв

Максимальный размер загружаемого файла: 2 MB. Вы можете загрузить: изображение. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Drop file here