Курский аккумуляторный завод (КАЗ) — ведущий производитель аккумуляторов и аккумуляторных батарей в России и один из крупнейших производителей стартерных (автомобильных) аккумуляторов в стране.
Решение о строительстве в Курске аккумуляторного завода было принято Советом Труда и Обороны при Совнаркоме СССР 2 декабря 1935 года.
КАЗ собирались построить за несколько лет. Речь шла не только о цехах и административных зданиях. Предприятие нуждалось в электроэнергии, воде, подъездных путях: необходимо было строить заводскую теплоэлектростанцию, бурить скважины, укладывать дороги. Летом 1937 года на стройке завода была брошена первая лопата земли — строительство завода началось.
К 1939 году на территории завода был возведен корпус «А», цеха свинцовых мельниц, нестандартного оборудования, ремонтно-механический цех, отделение свинцового литья, сборочная станция аккумуляторов, автомобильный гараж и др.
Великая Отечественная война остановила строительство завода. Много работников завода ушли на фронт, оставшиеся на предприятии рабочие занимались эвакуацией оборудования.
Во время оккупации Курска гитлеровцы заняли территорию завода, а отступая, в 1943 году взорвали существовавшие на тот момент цеха и здания.
Заново Курский аккумуляторный завод начал отстраиваться в 1944 году. А в 1952 году с конвейера сошел первый автомобильный аккумулятор. С этого момента по сегодняшний день заводом было произведено 89 млн автомобильных аккумуляторных батарей.
В 1954 году на заводе началось производство щелочных аккумуляторов, применяемых для работы в шахтах в качестве источников питания для средств связи, аварийного освещения, а также электроснабжения трамваев, троллейбусов, пассажирских вагонов.
В 1956 было построено уникальное производство герметичных никель-кадмиевых аккумуляторов.
В 1973 году пяти изделиям предприятия присвоен государственный Знак качества.
1980 год стал началом «космической эры» для предприятия. На протяжении следующих 20 лет курский завод выпускал герметичные никель-кадмиевые батареи для ракета-носителей «Протон». С помощью «Протона» на околоземную орбиту выводились грузы для орбитальной станции «Мир», телекоммуникационные спутники, спутники предупреждения о ракетном нападении, автоматические межпланетные станции (АМС). Ракета-носители использовались в интересах гражданских и военных заказчиков, а также на коммерческой основе – по заказам иностранных компаний.
В 1989 году завод занесен в Государственный реестр участников внешнеэкономических связей.
В 1995 году был начат монтаж оборудования компании EXIDE (США) для производства стартерных батарей с улучшенными потребительскими свойствами.
В 1998 году завод приобретает шахтную печь для производства свинца у мирового лидера аккумуляторной отрасли – немецкой компании «VARTA». Теперь предприятие может получать свинцовые сплавы самостоятельно, на 100 процентов удовлетворяя свои потребности в этом сырье.
В 2009 году курский завод получает сертификат официального поставщика товаров и услуг для нужд системы Организации Объединённых Наций.
На сегодняшний день предприятие поставляет стартерные АКБ на первичный рынок для автосборочных предприятий России и на вторичный рынок для владельцев легкового и грузового транспорта.
Компания прочно занимает свою нишу на отечественном рынке, имея полный технологический цикл производства, включающий в себя металлургическое производство, позволяющее полностью удовлетворить потребности в свинце и свинцовых сплавах, и производство изделий из пластмасс, где выпускаются моноблоки, крышки и прочие комплекты деталей для продукции компании.
В настоящий момент ГК «КАЗ» выпускает автомобильные аккумуляторные батареи европейского типоразмера в соответствии с требованиями международного стандарта IЕС 60095-1:2006 и ГОСТ Р 53165-2020.
Помимо стартерных свинцово-кислотных АКБ, предприятие также выпускает продукцию промышленной группы:
Предприятие выполняет научно-исследовательские, опытно-конструкторские разработки и имеет лицензию на разработку, производство, реализацию, ремонт, техническое обслуживание, установку и монтаж вооружения и военной техники.